Джеффри Раш в образе маркиза де Сада. Кадр из фильма «Перо маркиза де Сада» (2000)
Игорь Кириенков
Писатели

«Де Сад — самая забавная чушь из того, что мне встречалась»

Что Набоков, Сорокин и другие говорили об авторе «120 дней Содома»

2декабря 1814 года в Шарантоне умер маркиз Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, которого одни называли помешанным на сексе преступником, а другие — крупнейшим философом Просвещения и, возможно, самым радикальным писателем в истории литературы. Мы собрали цитаты известных прозаиков, поэтов, филологов и публицистов о скандальном авторе.

Гюстав Флобер 

  • «Сад — самая забавная чушь из того, что мне встречалась».

Источник: «Попугай Флобера» Джулиана Барнса (М.: «Иностранка», «Азбука-Аттикус», 2017)

Гийом Аполлинер

  • «Самый свободный человек, который когда-либо существовал в мире».

Источник: Предисловие к книге «Произведения маркиза де Сада» (Paris: Bibliotheque Des Curieux, 1909)

Владимир Набоков 

  • «Вы маркиза де Сада читали? Про те оргии? Все начинается с одного человека, потом их пять, потом пятьдесят, а потом они зазывают садовника. Вот где порнография: количество без качества. Это банально, это не литература. Интенция искусства всегда чиста, всегда моральна… Я ненавижу маркиза де Сада».

Источник: Интервью L’Express

Альбер Камю 

  • «Сад действительно стоит у истоков современной истории, современной трагедии. Он только считал, что общество, основанное на свободе преступления, должно вместе с тем исповедовать свободу нравов».

Источник: Статья «Литератор» в сборнике «Маркиз де Сад и XX век» (М.: Ad Marginem, 1992)

Симона де Бовуар

  • «Заслуга Сада не только в том, что он во всеуслышание заявил о том, в чем каждый со стыдом признается самому себе, но и в том, что он не смирился. Он предпочел жестокость безразличию. Вот почему сегодня, когда признано, что он стал жертвой не столько чьих-то пороков, сколько благих намерений, его произведения вновь вызывают интерес. Противостоять опасному оптимизму общества значит становиться на сторону Сада». 

Источник: Статья «Нужно ли аутодафе?» в сборнике «Маркиз де Сад и XX век» (М.: Ad Marginem, 1992)

Ролан Барт 

  • «Величие Сада не в прославлении преступления и перверсии и не в том, что для этого прославления он воспользовался радикальным языком; оно — в изобретении грандиозного дискурса, основанного на своих собственных повторах (а не на повторах других) и запечатленного в деталях, сюрпризах, путешествиях, меню, портретах, конфигурациях, именах собственных и т.д.». 

Источник: Книга «Сад. Фурье. Лойола» (М.: «Праксис», 2007)

Сьюзен Сонтаг

  • «Идеи де Сада — о человеке-вещи или объекте, о теле как машине, об оргии — как инвентаре многообещающе-неопределенных возможностей нескольких подобных машин, работающих в сцепке друг с другом, — кажется, нужны лишь для того, чтобы обеспечить бесперебойную, не имеющую развязки и совершенно бесстрастную активность тел».

Источник: Эссе «Порнографическое изображение» в сборнике «Образцы безоглядной воли» (М.: Ad Marginem, 2018)

Виктор Ерофеев

  • «Маркиз пришел к выводу, что человек не так хорош, чтобы менять обстоятельства, зачастую он хочет оградить себя забором безнаказанности и делать там все, что хочется. Человек получает огромное наслаждение от унижений, от оскорблений, и даже маленький начальник может всех обидеть, оскорбить и вытереть о всех ноги. В этом смысле маркиз стал великим философом ХХ века, предсказавшим и войны, и фашизм, и сталинизм». 

Источник: Интервью «Московскому комсомольцу»

Владимир Сорокин

  • «У меня другая проблематика, чем у де Сада. Хотя если что и может нас объединять, так это процесс выяснения выносимости бумаги: сколько она может вынести. Когда я его читаю, у меня возникает чувство, что, видимо, он неосознанно решал эту проблему: веры вообще в печатное слово, заслуживает ли оно доверия…».

Источник: Интервью «Русскому журналу»

Эдуард Лимонов

  • «Сад прожил в тюрьме больше, чем на воле. Все его произведения (и пристойные моральные пьесы его и непристойные чудовищные романы — поэмы насилию) о тюрьме. Вне тюремного каземата, донжона, крепости Сад действия не мыслил. Он создал вселенную насилия, и сам, никак не склонный к насилию, всего лишь как доктор, дал свое имя одному из симптомов».

Источник: Книга «Священные монстры»

Книги маркиза де Сада, которые можно прочитать и послушать на Букмейте