Кадр из телешоу «Got Talent»
Анна Семида, переводчица с японского языка
Тренды

Почему японские телешоу такие безумные

Зачем падать в грязь, есть ботинки и целовать чужие задницы

«Просто дичь», «настоящее безумие» — примерно такими эпитетами награждают европейские и американские зрители японские развлекательные шоу. Bookmate Journal задался вполне резонным вопросом: откуда у японцев столько странностей? Чтобы понять современное японское телевидение, мы изучили некоторые комедийные традиции древней Японии, а также ее болезненную историю 20 века. 

Сейчас по всему миру идет шоу талантов «Got Talent», и в каждой стране японские участники шокируют жюри. Посмотрите на этого парня, который делает нечто невообразимое

Казалось бы, причем тут Такеши Китано

Прародителем, или как часто его ласково называют, прадедушкой японского развлекательного телевидения, безоговорочно считается программа великого режиссера Такеши Китано «Замок Такеши», которая транслировалась с 1986-го по 1990 год в Японии, а также с успехом была продана по франшизе в разные страны мира — от США до России.

  • Это шоу задало золотой стандарт качества. Участники, проходя сложные испытания, уморительно падали (желательно в грязь), чтобы добраться до замка графа Такеши.

Эту передачу невозможно назвать «тупой» и «примитивной», и даже те японцы, которые настроены критически по отношению к современным шоу, признают, что «Замок Такеши» — скорее спортивная передача, пускай и юмор тут довольно бесхитростный.

Эпизод из «Замка Такеши»

  • Такеши Китано — не просто отменный актер и режиссер. Для японцев он в первую очередь стенд-ап комик в жанре мандзай.

Сам мандзай — явление довольно любопытное. Он зародился в древности, еще в эпоху Хэйан (794-1185 гг), когда пара бродячих музыкантов пела и танцевала, обходя дома на Новый год. В эпоху Эдо (1603-1868 гг) мандзай распространился уже по всей стране, а к танцам и музыке добавились те самые искрометные диалоги, где шутки должны сыпаться с космической скоростью и строиться на противостоянии двух актеров: идиота и маразматика «бокэ», забывающего все подряд и ничего не понимающего, и жестко поучающего его умника-реалиста «цуккоми», постоянно шлепающего веером дурачка-бокэ по затылку.

Пропустить через себя

Про японское телевидение ходят шуточки, что там существует лишь два сорта программ — шоу про еду и шоу с «тарэнто» (от англ. talent, так называют в Японии медийных звезд). Самый беспроигрышный вариант, конечно, это когда «тарэнто» поглощают еду.

Еда действительно является национальным хобби японцев, причем вовсе не потому, что они такие уж гурманы. Как отмечают многие исследователи, японцы любят все пропускать через себя, причем в прямом смысле слова. Именно через еду они знакомятся с чужой культурой, а из поездок по разным странам привозят скорее воспоминания об интересных блюдах, чем о достопримечательностях.  

  • Популярная японская поговорка «Красотам предпочитаем пончики» (хана-ёри данго) лишь подтверждает правдивость этих слов. 

Стоит ли удивляться, что на этой гастрономической интриге построено не одно японское шоу. Пальму первенства можно отдать программе «Ultraman Dash», где ведущий предлагает звездам определить настоящий ли перед ними предмет или его съедобная «имитация».

  • Среди прочего они кусают ботинки, шляпы, столы, дверные ручки и растения.

И если японцев удивляет сам факт того, что кто-то из участников впивается зубами в настоящий башмак, то европейцы млеют от удивительной точности в воспроизведении предметов, когда невозможно отличить шоколадный стул от настоящего. 

Детская культура

Зацикленность на еде приводит к еще одному любопытному наблюдению в отношении японской культуры — ее условной «детскостью». Именно дети в раннем младенчестве познают окружающий мир через рот, пытаясь все надкусить. Взрослея, люди обычно избавляются от такого буквального подхода к познанию мира, но японцы часто не до конца утрачивают связь с «телесностью» и в итоге более толерантно относятся к физиологии вообще, в том числе на экране телевизора. 

  • Шутки из телешоу, где ярко выражены телесность и физиология, напоминает европейцу «грязные» игры маленьких детей «в больницу», когда цель игры — заставить кого-то из играющих пукнуть или снять трусы. 

У японцев, впрочем, есть собственные телесные игры, которых они совсем не стыдятся. Например, дети с удовольствием играют в «кантё» (клизма), когда играющий складывает вместе ладони с вытянутыми указательными пальцами и пытается вонзить их в анус противнику. 

От виртуальной клизмы недалеко до поцелуев в задницу, что и демонстрирует вот этот шоу с название «Поцелуй меня в зад», где для поцелуя выбираются самые красивые ягодицы.

Комплекс побежденных

Кажется, что поражение Японии во Второй мировой войне — дело давно минувших дней. Однако эта незаживающая рана до сих влияет на высказывания большинства современных японских интеллектуалов и художников. Телевидение здесь не стало исключением.

После капитуляции квантунской армии под запретом оказалась не только собственная армия, но и традиционная японская культура, которая неожиданно стала ассоциироваться с «милитаризмом» и «национализмом». В стране начались поиски «нового лица».

Японцы, с одной стороны, стыдились поражения, а с другой рационализировали его, полагая, что заслужили такое подчиненное положение. И с удвоенной силой впитывали американский стиль жизни. 

Телевидение также получило американскую прививку. Однако, в отличие от Штатов и Европы, где политический юмор не возбранялся, в Японии предпочли от него отказаться и искать вдохновение в других областях. Двойственное положение японской нации, как считают некоторые специалисты-культурологи, проложило дорогу к новой «японскости», пропущенной через сито американской поп-культуры. Так родилась культура «отаку», где гипертрофированная детскость легко сочетается с культурным и физическим садомазохизмом. 

Вот пример из передачи AKBingo!, где две участницы пытаются вдуть таракана друг другу в рот с помощью стеклянной трубки. Проигравшая должна этого таракана съесть.