Кадр из фильма Джима Джармуша «Мертвые не умирают» (2019). Источник: universalpictures.ru
Кристина Ятковская
Тренды

Правила выживания в зомби-апокалипсисе

Собрали для вас всё, что науке известно про живых мертвецов

Зомби не дают нам скучать: с одной стороны, в начале июля закрыли культовый комикс «Ходячие мертвецы», с другой — не менее культовый режиссер Джим Джармуш взялся за зомботему, и его фильм «Мертвые не умирают» открыл Каннский кинофестиваль.

Почему мы боимся ходячих мертвецов? Они представляют собой первобытную угрозу: злые, жестокие и ненасытные. Понятно, что вероятность быть схваченным высунутой из могилы костлявой рукой крайне мала (буквально равна 0%), но вашим чувствам нет дела до всех этих расчетов. По темному кладбищу ночью идти не очень хочется.

  • Авторы книги «Мозг зомби», нейробиологи Тимоти Верстинен и Брэдли Войтек, предлагают использовать научные знания, чтобы понять, почему зомби так себя ведут. Взяв то, что известно о здоровом человеческом мозге, и разобравшись в мозге зомби, они разработали способы, повышающие ваши шансы пережить зомби-апокалипсис.
  •  

Правило выживания №1: не деритесь с зомби

  • У зомби не осталось нервных цепочек для обработки эмоциональных реакций на боль. Вы можете отрубить зомби руки, но у него не будет нервных ресурсов, чтобы отреагировать на это. Если вы не можете выстрелить зомби в голову (или отрубить ее, как делает персонаж Адама Драйвера), драку лучше не затевать.
  • Правило выживания №2: спрячьтесь и ведите себя тихо

  • У ходячих мертвецов, скорее всего, отмерла медиальная височная доля и повреждена теменная, поэтому они имеют проблемы с вниманием и памятью. Если вы можете найти тихое местечко, чтобы спрятаться, зомби забудут о вас в момент, когда их привлечет что-то более очевидное.

Правило выживания №3: отвлеките их

  • Зомби полностью оказываются во власти того, чем захвачено их внимание. Поэтому петарды и гранаты вам в помощь: они вполне сгодятся как отвлекающий фактор, если запускать их в приближающегося ходячего мертвеца.
  •  

 

Короткий мультик о том, что делает зомби... зомби!

Правило выживания №4: бегите от них

Возможное повреждение мозжечка сделало зомби медлительными и плохо скоординированными. Поэтому многие зомби не могут быстро бегать. Но ковылять они способны очень долго. Зомби будут как та самая черепаха для вас-зайца, если вы не проявите осторожность.

Правило выживания №5: не пытайтесь их урезонить 

Зомби не в состоянии понять, что вы говорите, и не могут ответить. А хроническая активация системы «бей» перебивает любые чувства, что значит: пониманию зомби доступны лишь две вещи — ярость и голод. Этот пункт постоянно нарушают люди, которые пытаются убедить недавно обратившихся любимых, говоря им: «Ты помнишь меня, Джонни? Это Сьюзан. Я твоя сестра… А-а-а-а!».

Правило выживания №6: подражайте им

Зомби страдают неспособностью различать лица — возможно, из-за сильного повреждения вентрального зрительного тракта. Поэтому они распознают людей по другим чертам, например по походке или голосу. Если вы столкнулись с ордой мертвяков и бежать вам некуда, ведите себя как зомби. Если будете подражать им достаточно хорошо, то пройдете сквозь толпу незамеченным. Вам не нужно играть ради «Оскара», достаточно дать ходячим мертвецам понять, что вы один из них, а не вкусный человек.

Саундтрек из фильма Джармуша «Мертвые не умирают» всегда поддержит и успокоит

А пока зомби-апокалипсис не настал, рекомендуем вам прочитать размышления судмедэксперта о живых мертвецах, узнать, почему Игги Поп — идеальный зомби и понять, что своими фильмами хотел сказать режисссер Джармуш.

Удивительные (но правдивые) истории от судмедэксперта

Как работает судмедэксперт? Чем он отличается от патологоанатома? Как проводят вскрытие и куда девают извлеченные органы? И какими удивительными историями наполнены такие рабочие будни? Алексей Решетун имеет дело со смертью вот уже 17 лет. Он пишет о том, почему мы умираем и как не попасть раньше времени на секционный стол. В книге много юмора, в то же время в ней нет ничего придуманного, от этого читать еще интереснее (и страшнее). Конечно, без зомби не обошлось.

  • «Высыхание очень — даже чересчур — красиво показано в некоторых фильмах про зомби. Глаза у них у всех мутные, сморщенные. Примерно так высыхание и выглядит. А чего же ему так не выглядеть, когда слеза не вырабатывается, а испарение происходит? Вот и подсыхают в первую очередь те места, которые в норме бывают влажными». 

Что хотел сказать Джим Джармуш

Кинокритик Антон Долин написал книгу-путешествие по фильмографии Джима Джармуша — от недавнего «Патерсона» (2016) до самых ранних работ «Страннее, чем рай» (1984) и «Отпуск без конца» (1980). Что ценно, здесь не только истории создания фильмов и их разбор, но и личные беседы Долина с Джармушем в разные годы. Так что многое мы узнаем из первых рук: о музыке, любви, Голливуде, поэзии, Тильде Суинтон, живых мертвецах и мире, который иногда бывает не так уж плох. 

  • «Два дня назад в Нью-Йорке я ехал в аэропорт на такси. Были жуткие пробки, так что мы отправились в объезд через Бруклин и Квинс. Была середина дня субботы, прекрасная погода. Я ехал, смотрел в окно и думал, что даже если опоздаю в аэропорт, то волноваться не о чем. За окном дети гоняли мяч, кто‐то чинил дверь своего дома, кто‐то шел за покупками и громко смеялся над чьей‐то шуткой... Я ехал и думал: «Иногда мир совершенен».

Почему Игги Поп — лучший зомби на Земле

В интервью Джармуш не раз признавался в любви к Игги Попу — человеку, на которого ему хотелось бы равняться. Игги, попивавший американо с Томом Уэйтсом в «Кофе и сигаретах», вернулся на экран в образе зомби, алчущего кофе и после смерти. Справедливости ради, книга «Прошу, убей меня» написана не только для тех, кто угадывает мелодию «The Passenger» с трех нот. Это безбашенный поток прямой речи героев 70-х, срез целой эпохи: Игги и «The Stooges», «The Doors» и «Velvet Underground», Патти Смит и Сид Вишес, «New York Dolls» и Ramones (и это далеко не полный список). Они рассказывают об истории панк-рока так, будто вы прямо сейчас вместе сидите на кухне.

  • Игги Поп:
    «Однажды я расслаблялся, пил вино, а у одной подруги было платье, которое мне очень нравилось. Мне казалось, что она выглядит в нем просто потрясно. Ну, она надела платье на меня. Я пошел прогуляться по бульвару Санта-Моника в этом зеленом женском платье с широким поясом, с бутылкой вина „Рипли“ в руке, представляете? Собственно, замели меня за бутылку „Рипли“, а не из-за платья».