Источник: Daniel Jensen / unsplash.com
Екатерина Дьячкова, психолог
Книги

Одна из самых ожидаемых книг года «Нож» Ю Несбё

Мы попросили психолога объяснить всеобщую страсть к мрачным скандинавским детективам

На русском языке вышел долгожданный роман «Нож» норвежца Ю Несбё. Теперь главный герой — хронический алкоголик Харри Холе — уже не инспектор, а подозреваемый в жестоком убийстве. Bookmate Journal попросил психолога Екатерину Дьячкову объяснить любовь читателей к мрачным убийствам и тлену в скандинавской литературе.

В последнее время интерес к мрачной скандинавской литературе достиг необыкновенных масштабов. Той литературе, где главный герой должен за первые 25 страниц книги впасть в депрессию, пережить кровавую смерть близкого человека или хотя бы накачаться наркотиками и алкоголем. (В противном случае, перед нами просто детская скандинавская сказка.) Что же так привлекает в гнетущей атмосфере этих книг?

Популярность скандинавской литературы, безусловно, комплексное явление, но я попытаюсь осветить одну из его частей, а для это позвольте вставить цитату из Карла Густава Юнга:

«Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции».

Это подразумевает следующее: «Тень» является относительно отдельной частью нашей личности, которая содержит все наши «неприемлемые черты», и которые мы не хотим соотносить с нашим сознательным представлением о себе. И это, конечно, неосознаваемая история: ведь достаточно сложно признать в себе агрессивного тирана или мелочного любителя привлечь внимание.

В наш инстаграмный век основным трендом выступает демонстрация «идеальной жизни» с подбором удачных фотографий, рассказами о лучших событиях. И всё сложнее становится выпускать и выражать свою условно «плохую» часть.

Мы редко пишем посты о том, как весь день без сил пролежали на кровати, компульсивно поедая чипсы с луком. 

Мы теперь как будто вынуждены прятать свою теневую часть не только от себя и окружающих, но ещё и от всего огромного мира социальных сетей. Чем больше мы прячем «гадкого Я», тем сильнее он стремится на свободу. Не потому ли скандинавская литература, переполненная жестокими убийствами и переживаниями потерь, где главный герой просто мрачный асоциальный алкоголик, где насилие рисуется с физиологической детальностью, так привлекает возможностью отреагировать наши самые ужасные порывы, которые мы успешно пытаемся скрывать?

Но это вовсе не значит, что мы все испытываем потребность в асоциальном поведении.

Это лишь говорит о том, что возможность ассоциировать себя с мрачным главным героем, который игнорирует мир общего одобрения и мрачно спивается, даёт нам переживание guilty pleasure (наслаждение с чувством вины) и облегчение после прочтения — ведь наша «Тень» погуляла на свободе несколько часов и теперь не вырывается наружу.

Книга, с которой всё началось

«Нетопырь» («Полёт летучей мыши») — первый роман в серии о детективе Харри Холе — человеке, живущем в атмосфере тотального разочарования. Главный герой отправляется в Австралию, чтобы расследовать жестокое убийство норвежской подданной. Но дух смерти уже распростёр свои крылья летучей мыши над Харри, которому предстоит вычислить неуловимого насильника и убийцу белокурых женщин, отделяя в процессе мифические пласты от реальности.