Обложки комиксов Marvel. Источник: Amazon
Сергей Корнеев
Тренды

Тяжелая судьба комиксов

Ориентация Бэтмена, фашизм Супермена и другие гонения на одно из важнейших искусств

Комиксы старше, чем кино, но к ним по-прежнему относятся с пренебрежением. «Взрослому человеку читать комиксы — это признаться, что “я дебил, я читаю комиксы“» — заявил на днях министр культуры РФ Владимир Мединский. Bookmate Journal рассказывает историю гонений на комиксы, которые бывают очень смешными и очень страшными — и про супергероев, и о ГУЛАГе.

Почти как в кино

Несмотря на то что комикс не самое молодое медиа, «болезни роста», а также снисходительное отношение со стороны «взрослых» ему пришлось переживать дольше остальных. Тот же кинематограф гораздо моложе (для сравнения: «Прибытие на вокзал Ла-Сьота», 1895 г. vs работы Родольфа Тёпфера, 1830-1840 гг.), но быстрее приобрел уважение в пантеоне искусств. Анализируя историю развития кинематографа, можно встретить все те же знакомые упреки в упрощении, в пошлости, в излишней жестокости.

  • И вообще, если комиксы — это картинки «для дебилов», тогда кино — это движущиеся картинки для дебилов. А музыка — звуки для дебилов, в то время как литература — закорючки на странице для дебилов.
  • С такой парадигмой жить становится невероятно просто. 
  •  

Психиатры против комиксов

Пожалуй, самой знаменитой атакой на комиксы стала книга американского психиатра Фредерика Уэртхема. Его книга «Совращение невинных» (Seduction of the Innocent, 1954) привела к широкому осуждению комиксов. Комиксы взращивают жестоких преступников:

  • Супермен — фашист, а к отношениям Бэтмена и его юных помощников стоит присмотреться внимательнее. 

Результат: создание в США самоцензуры в виде Comics Code Authority — специальной метки, означающей, что комикс будет принят к продаже в сетях распространения. Что самое интересное, никто не запрещал выпускаться без CCA. Однако альтернативного рынка для таких комиксов просто-напросто не было. 

В итоге реальность «официальных» комиксов оказалась выхолощенной и идеалистической — и год от года все более скучной. Но долгосрочный эффект оказался важнее — в противовес появились независимые комикс-магазины и андеграундные комиксы (comix), отличающиеся от мейнстримовых тем, что в них есть запрещенный CCA контент: секс, наркотики и насилие. 

Цензура и «дымок»

История с книгой Уэртхема и CCA, пожалуй, самый известный пример запрета комиксов. Чаще они попадают под огонь из-за косвенных обстоятельств. Как это произошло в 2015 году, когда с полок Московского Дома книги убрали Maus Арта Шпигельмана. Причина — нацистская свастика на обложке. Неважно, что под обложкой пронзительная история о Холокосте, признанный шедевр и единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. 

  • Похожая история произошла в 2018 году с популярным китайским интернет-комиксом Baozou Manhua. Пошутили о герое Гражданской войны (1946–1949) — получите приговор по специальной статье об оскорблении памяти о тех событиях.

Либо комиксы становились частью более мощного процесса цензуры, как это было в 1922–1948 годах в Италии, когда фашистский режим ввел жесткий контроль и ограничение на публикацию иностранных источников. Американские комиксы попали на особый контроль из-за их популярности у подрастающего поколения. Однако стоит отметить, что для импортозамещения был собственный продукт — fumetti (от итальянского fume — дымок, так называют облачка для слов). Знаменитые итальянские серии издаются сегодня даже в России (например, серия о похождениях оккультного детектива Дилана Дога), а интересных художников переманивают к себе Marvel и DC. 

В СССР комиксов не было?

На самом деле — нет, были. Их генеалогию можно возводить и к экспериментам авангардистов, и к популярным изданиям для детей, и как не упомянуть о миллионах производственных плакатов, которые висели по всей стране. Через мультфильмы Давида Черкасского («Приключения капитана Врунгеля») мы придем к первым комикс-студиям. Как не вспомнить замечательного Петю Рыжика и его верных собачек Мика и Мука. Где они только не побывали! И в открытом океане, и в гостях у американских индейцев, и в космосе! Приключения Пети, Мика и Мука переиздаются до сих пор. 

Растление детских душ

  • «О том, что за доллары здесь можно купить даже совесть, свидетельствует, между прочим, объявление, печатаемое крупными буквами в каждом номере "Бэтмена", "Экшн комикс", "Флэш комикс" и пр. и рекламирующее "идейных руководителей" этих кровавых журналов».

В этом пассаже с трудом можно узнать «друга детей» Корнея Ивановича Чуковского. Обратите внимание на название статьи 1948 года — «Растление детских душ». Пожалуй, только в этой статье советский читатель мог познакомиться с Бэтменом или Суперменом.

Зато хорошие отношения с коммунистической партией Франции способствовали не только появлению в советском кинопрокате фильмов с Луи де Фюнесом и моде на французских шансонье, но знакомству с Bandes dessinées (BD), за которое отвечали перепечатанные в детских журналах приключения озорников пса Пифа и кота Геркулеса, а также с некоторыми другими героями французского комикса — гостями из страны, где комикс признан девятым видом искусства.  

Еще больше потрясающих комиксов вы найдете на полке «Комиксы: выбор Букмейта».