Клод Моне «Стога» (фрагмент), 1890. Именно эта картина установила рекорд стоимости
Роман Воспенников
Истории

Клод Моне продан за $110,7 млн. Книги и факты о художнике

Низкорослый старик, сгнивший шедевр и миф о мастерской

За рекордные 110,7 миллионов долларов была продана картина Клода Моне из серии «Стога сена» на аукционе Sothebyʼs в Нью-Йорке. Это не только рекорд для произведений художника. Аукционный дом отмечает, что вообще впервые в истории открытых торгов за картину импрессионистов дали больше 100 миллионов долларов.

Клод Моне «Стога», 1890. Источник: sothebys.com

Клод Моне «Стога», 1890. Источник: sothebys.com

Собрали для вас несколько поразительных фактов о художнике. И сделали подборку книг о творчестве Моне (откуда мы и взяли эти факты).

«Горделивый низкорослый старик»

Клод Моне, фотография Надара, 1899

Клод Моне, фотография Надара, 1899

В пятнадцать лет Моне прославился как карикатурист. Жители Гавра буквально осаждали его со всех сторон просьбами сделать карикатурные портреты. В итоге молодой Клод сумел заработать на этом около 2000 франков (сайт Historicalstatistics.org говорит, что в наше время это примерно 10 тысяч долларов).

Одна из карикатур Клода Моне, 1858

Одна из карикатур Клода Моне, 1858

В 1878 году Клод Моне отдал свою картину «Завтрак на траве» в качестве залога домовладельцу в Аржантёе, некоему господину Фламану, который, недолго думая, скатал холст в рулон и забросил в подвал. Моне удалось получить полотно назад только через шесть лет: за это время оно так сильно пострадало от сырости и плесени, что пришлось разрезать его на части. На меньшую версию картины можно посмотреть в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Приблизительный вид картины «Завтрак на траве»: левый и средний уцелевшие фрагменты в сравнении с утраченными частями полотна

Приблизительный вид картины «Завтрак на траве»: левый и средний уцелевшие фрагменты в сравнении с утраченными частями полотна

У Моне была недостижимая, по ­собственному при­знанию, цель: научиться изображать выбранный объект — будь то собор, утёс или пшеничная скирда, перед которой он водрузил свой мольберт, — в уникальных и изменчивых погодных условиях, при разном освещении. Художник как-то признался:

«Главная цель — передать свои впечатления, а уж потом все мимолетные эффекты»

Моне всегда раздражала дурная погода — он называл её «собачьей порой».

Клод Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках», (ок. 1908–1912)

Клод Моне «Сан-Джорджо Маджоре в сумерках», (ок. 1908–1912)

Моне умудрился создать миф, будто мастерской он не пользуется, и стал «первым живопис­цем, который начинал и завершал работу над картиной, стоя непосредственно перед выбранным объектом и не желая воссоздавать или переписывать холсты по эскизам в помещении». Когда в 1880 году журналист попросил его показать свою мас­терскую, Моне изобразил непонимание. «Какую мас­терскую? У меня никогда не было мастерской. Вот моя мастерская!» — ответил он, широким жестом показав на пейзаж за окном. На самом деле в то время у Моне была мастерская в Ветёе и еще одна в Париже, на рю де Вентимиль, за аренду которой платил его друг Гюстав Кайботт.

Моне считал, что его картины призваны успокаивать натянутые нервы и представляют собой «убежище для мирных размышлений»

Клод Моне «Лилии» (фрагмент), 1904

Клод Моне «Лилии» (фрагмент), 1904

Если рассмотреть пейзажи Моне с близкого расстояния, открывается изумительная в своем разнообразии техника. Моне выбирал холсты с рельефным плетением, в которых нити утка были толще основы. Затем он накладывал несколько слоев грунта, давая каждому из них основательно просохнуть. Он работал кистью под определенным углом к нитям утка, чтобы на них осталось больше краски; это создавало рифление, и возникала так называемая текстурная вибрация.

Клод Моне «Лилии» (фрагмент), 1906

Клод Моне «Лилии» (фрагмент), 1906

В одной из книг мы находим описание Моне как «горделивого низкорослого старика, не­уверенно обходившего препятствия на своем пути. За толстыми линзами очков глаза казались огромными, точно глаза насекомого, ловящего угасающий свет».

На фото Моне справа. Из фотоархива „The New York Times“, 1922

На фото Моне справа. Из фотоархива „The New York Times“, 1922

Моне скончался в полдень 5 декабря, в воскресенье. Час для успения был самый подходящий. Он всегда особенно любил воскресные обеды: то время дня, когда колокольчик призывал его от водяных лилий за стол, а на террасе или в Желтой столовой дожидалась рюмочка домашней сливовой наливки.